В последнее время неоднократно поднимался вопрос о том, что украинская Методика товароведческой экспертизы и оценки транспортных средств не соответствует фактической рыночной ситуации и действующему законодательству. Особенно несовершенство Методики наблюдается в сфере аптострахования, поскольку отражается на специфике урегулирования убытков, устанавливаемой, как конкретными правилами страхования, так и законодательными актами. В 2009 году были внесены последние изменения в Методику, но они не повлияли на решение этих проблем. В этой статье рассмотрим одну из этих проблем – проблему оценки, так называемых, «годных остатков», или другими словами, что от транспортного средства осталось после ДТП или иного рода аварии.
Сущность проблемы
С помощью Методики невозможно объективно оценить стоимость «годных остатков» не в случае авто КАСКО, и не в случае ОСАГО, это объясняется, прежде всего, тем, разработчики не понимают, в чем состоит суть одного из ключевых принципов оценки – принципа наиболее эффективного использования. По данному принципу, оценщик (эксперт) должен самостоятельно выбрать наиболее рациональный и фактически возможный вариант применения объекта оценки, обеспечивающего ему наибольшую текущую стоимость.
Выбранный вариант использования должен быть довольно обоснованным, физически возможным, финансово осуществимым и приводящим к наибольшей стоимости объекта. Согласно этому принципу, оценщик вначале должен найти тот вариант применения поврежденного ТС, который будет законным с точки зрения действующего законодательства, более выгодным с экономической точки зрения и выполненный с учетом реалий, в которых пребывает владелец данного ТС. Но, этому принципу не соответствует требование Методики, согласно которому утилизационная стоимость считается стоимостью поврежденного ТС в случае, когда ремонт авто является экономически нецелесообразным.
Для реализации поврежденного ТС «по частям» необходимо много затрат и времени. Поэтому невыгодно владельцу авто или страховой компании, получившей право собственности на поврежденный автомобиль, заниматься его дефектовкой, разборкой и реализацией «по частям». Такая реализация является уже отдельным бизнесом, требующим определенных площадей, обслуживающего персонала, и соответственно, затрат. В этом бизнесе основными игроками являются авторазборки, которые приобретают поврежденные ТС полностью, а не по частям. По этой причине, автомобиль, который нецелесообразно ремонтировать, лучше всего продавать целиком.
Оценка «остатков»
Руководствуясь принципом наиболее эффективного использования, поврежденный автомобиль нужно оценивать как ТС в поврежденном состоянии, поскольку только его реализацию в таком состоянии можно назвать законной с точки зрения действующего законодательства, наиболее выгодной с экономической точки зрения, и осуществимой с учетом реальной ситуации, в которой пребывает владелец данного ТС.